Уполномоченный по защите прав предпринимателей
Омской области

 Уважаемые посетители официального сайта Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области!


 


Специальный Институт уполномоченных по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсменов) – новый механизм защиты бизнеса. Его основная цель – защита прав и законных интересов предпринимателей в их отношениях с различными органами власти на федеральном и региональном уровнях. Субъекты предпринимательской деятельности вправе обратиться к региональному уполномоченному, когда они сталкиваются на территории Омской области с нарушениями своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами.

В своей работе рассчитываю на поддержку всего бизнес-сообщества Омской области, так как только общими совместными усилиями мы можем создать благоприятную деловую среду и установить конструктивный диалог с властью.

 

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области > Работа с обращениями > Результаты рассмотрения

Омских аттракционщиков защитили от необоснованных действий арендодателя

 

 В адрес Юрия Герасименко, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области, в декабре 2017 года поступило большое количество жалоб субъектов предпринимательской деятельности на отсутствие надлежащих условий для дальнейшего расширения и развития функциональных зон спортивного и развлекательного направления в составе муниципальных парков города Омска.

Следует отметить, что ранее с целью создания благоприятной городской среды постановлением Администрации города Омска от 13.07.2015 № 857-п была утверждена концепция развития территории муниципальных парков города Омска на 2015 - 2020 годы.

Эта концепция предусматривает проведение работ по преобразованию территории парков в зону повышенного комфорта, обеспечивающую высокую всесезонную посещаемость, с оказанием качественных и доступных рекреационных, культурно-массовых и сервисных услуг жителям и гостям города. Финансовое обеспечение реализации данных мероприятий предполагается осуществлять за счет собственных средств МП г. Омска «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ» и внебюджетных источников путем привлечения инвестиций коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

Из жалоб следовало, что заявители на протяжении длительного периода вкладывали свои денежные средства в поддержание и развитие парковой инфраструктуры города Омска и намерены значительно увеличить размер инвестиций. Но существует целый ряд обстоятельств, препятствующих достижению в полном объеме поставленных задач. Представители бизнеса к их числу отнесли:

- заключение договоров аренды земельных участков на сроки вдвое или втрое меньшие времени окупаемости объектов коммерческого использования, приобретенных, установленных и эксплуатируемых за счет средств предпринимателей;                                           

- возобновление договоров аренды земельных участков на неопределенный срок, при наличии волеизъявления арендаторов на заключение договоров с определенным сроком, что не позволяет формировать устойчивые правоотношения, планировать предпринимательскую деятельность на длительную перспективу;

- немотивированные отказы предпринимателям в расширении территории, в границах которой допустимо осуществлять предпринимательскую деятельность, согласованную с МП г. Омска «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ»;

- и иные обстоятельства.

Существенно обострил ситуацию отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска от исполнения договоров аренды земельных участков, заключенных с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами для размещения мини-парков аттракционов.

Юрий Герасименко обратился к Мэру города Омска Оксане Фадиной с мотивированным предложением разобраться в ситуации. Бизнес-омбудсмен обратил внимание муниципалитета на то, что п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса РФ в совокупности с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не позволяет органу местного самоуправления в одностороннем порядке отказываться от договора аренды, в случае, если арендатор добросовестно его исполнял и обоснованно рассчитывал на продолжение арендных правоотношений.

Омский Уполномоченный по защите прав предпринимателей подчеркнул, что законные интересы субъектов предпринимательской деятельности предполагают, в частности, создание условий для беспрепятственного удовлетворения ими своих потребностей, не противоречащих нормам права.

По мнению Юрия Герасименко земельное законодательство не запрещает размещение сезонного аттракциона на основании договора аренды муниципального земельного участка. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Согласно постановлению Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п определенные на федеральном уровне объекты размещаются на основании разрешения, выданного органом исполнительной власти Омской области или органом местного самоуправления Омской области, уполномоченным на предоставление земельных участков. Исходя из положений об администрациях административных округов города Омска, утвержденных решениями Омского городского Совета, именно они наделены полномочиями по выдаче таких разрешений в случаях размещения сезонных аттракционов.

Между тем, аттракционы на территориях муниципальных парков города Омска размещаются и эксплуатируются предпринимателями по инициативе МП г. Омска «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ» (коммерческой организации). Вызвала обоснованные опасения Уполномоченного «активная работа» этого муниципального предприятия по привлечению частных инвесторов для наполнения паркового пространства. Антимонопольное законодательство запрещает создание необоснованных и ничем не мотивированных преимуществ одних хозяйствующих субъектов перед другими.

Бизнес-защитник считает, что нельзя признать добросовестными действия, в которых присутствует злоупотребление правом, то есть односторонние отказы департамента имущественных отношений Администрации города Омска от договорных правоотношений с арендаторами земельных участков, расположенных на территории муниципальных парков, до формирования в течение переходного периода понятных и прозрачных правил использования муниципального имущества на территории городских парков города.

По итогам проведенного аудита Мэр города Омска Оксана Фадина согласилась, что решение об отказе от договоров аренды предыдущего руководства органа местного самоуправления было непродуманным и дала поручение департаменту имущественных отношений Администрации города Омска отозвать уведомления об отказе от договоров аренды с 14 предпринимателями, длительное время арендовавшими земельные участки для размещения аттракционов на территории городских парков. Также руководитель Омска поручила провести ревизию деятельности МП г. Омска «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ» и разработать новую концепцию развития территории муниципальных парков города Омска в которой предусмотреть механизмы муниципально-частного партнерства.

 

   

 

 

 

  

 

 

 

 

версия для печати