Уполномоченный по защите прав предпринимателей
Омской области

 Уважаемые посетители официального сайта Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области!


 


Специальный Институт уполномоченных по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсменов) – новый механизм защиты бизнеса. Его основная цель – защита прав и законных интересов предпринимателей в их отношениях с различными органами власти на федеральном и региональном уровнях. Субъекты предпринимательской деятельности вправе обратиться к региональному уполномоченному, когда они сталкиваются на территории Омской области с нарушениями своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами.

В своей работе рассчитываю на поддержку всего бизнес-сообщества Омской области, так как только общими совместными усилиями мы можем создать благоприятную деловую среду и установить конструктивный диалог с властью.

 

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 Государственным контролем признается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных или региональных), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных законодательством и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения соответствующих проверок.
Муниципальным контролем признается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Порядок организации и проведения уполномоченными органами проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в ходе государственного (муниципального) контроля, а также права и обязанности лиц, участвующих в таких проверках, установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в редакции от 28.11.2015 (далее по тексту – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Надзорная деятельность органов прокуратуры регулируется Законом Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и не подпадает под требования Федерального закона № 294-ФЗ. По данному вопросу рекомендуем ознакомиться с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П. 
Важно обратить внимание на то, что Федеральный закон № 294-ФЗ не применяется при производстве: 
- по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
- оперативно-разыскных мероприятий, дознания и следствия;
- по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
- расследований причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
- проверок устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
- и ряда иных мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 данного закона.
Положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются в том числе при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):
- контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
- налоговый контроль;
- валютный контроль;
- таможенный контроль;
- контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- банковский надзор;
- страховой надзор;
- государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;
- контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;
- контроль и надзор за обработкой персональных данных;
- и иных видов контроля (надзора), перечисленных в ч. 3.1. ст. 1 указанного закона.
Проверки проводятся в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании разрабатываемых органами государственного (муниципального) контроля ежегодных планов и принимаемых в соответствии с ними правовых актов (плановые проверки) либо, при наличии исключительных обстоятельств, без их учета (внеплановые проверки).
С 01.07.2015 сведения о проведении плановых и внеплановых проверок, проводящихся в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, должны включаться контрольно-надзорными органами в единый реестр проверок. Порядок формирования и ведения единого реестра проверок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.
Органы контроля и надзора несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок. В случае неразмещения контрольно-надзорным органом в сети "Интернет" информации, подлежащей включению в единый реестр проверок, органы прокуратуры вправе возбудить административное дело по ч. 2 ст.13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  Информация единого реестра проверок общедоступна и находится на специализированном сайте в сети Интернет: https://proverki.gov.ru/
С 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства (ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ), за исключением осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также тех, в отношении которых было вынесено вступившее в законную силу постановление:
о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения,
или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности
либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии,
при этом с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление, прошло менее трех лет.
В течение действия указанных «надзорных каникул» субъект малого предпринимательства вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении сведений о себе из ежегодного плана проверок. Процедура обращения и его рассмотрения установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».
 Проверки могут проходить в документарной форме (проверяются только документы) и (или) в форме выездной проверки.
 По общему правилу плановая проверка в отношении одного лица проводится не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сферах: здравоохранения, образования, социальной, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации может быть также установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля, определяемых в соответствии с риск-ориентированным подходом, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
 Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
поступление в органы государственного (муниципального) контроля обращений и заявлений (за исключением анонимных) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
или причинения указанного вреда;
2) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая выездная проверка проводится после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого лица.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда, а также возникновение чрезвычайных ситуаций, обнаружение нарушений в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного (муниципального) контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов.
 О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется органом государственного (муниципального) контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего распоряжения или приказа, или иным доступным способом.
О проведении внеплановой выездной проверки, основанием для проведения которой послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного (муниципального) контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
 В распоряжении или приказе органа государственного (муниципального) контроля о проведении проверки указываются:
наименование органа государственного (муниципального) контроля;
фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов по осуществлению государственного (муниципального) контроля;
перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
даты начала и окончания проведения проверки.
С правовым актом о проведении проверки орган государственного (муниципального) контроля обязан ознакомить проверяемое юридическое лицо, индивидуального предпринимателя.
Если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного (муниципального) контроля предписания.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного (муниципального) контроля.
В ходе проверки орган государственного (муниципального) контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного (муниципального) контроля.
Если не установлен иной срок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны ответить на мотивированный запрос органа государственного (муниципального) контроля в течение десяти рабочих дней со дня получения.
 В ходе выездной проверки должностное лицо органа государственного (муниципального) контроля  обязано предъявить служебное удостоверение ознакомить руководителя или иного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не вправе препятствовать должностным лицам органа государственного (муниципального) контроля, проводящим выездную проверку, в осуществлении теми обоснованных действий, предусмотренных распоряжением или приказом о проведении проверки.
 Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
 Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при проведении проверки имеет право:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от органа государственного (муниципального) контроля информацию, которая относится к предмету проверки;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного (муниципального) контроля;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного (муниципального) контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки;
привлекать уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
 При проведении проверки должностные лица органа государственного (муниципального) контроля не вправе:
выходить за пределы своей компетенции;
осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случаев проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
требовать представления документов и информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы запрашиваемых документов;
отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления соответствующих протоколов;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
превышать установленные сроки проведения проверки;
осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
 По результатам проверки должностными лицами органа государственного (муниципального) контроля составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В акте проверки указываются:
дата, время и место составления акта проверки;
наименование органа государственного (муниципального) контроля;
дата и номер распоряжения или приказа органа государственного (муниципального) контроля о проведении проверки;
фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводивших проверку;
наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность представителя, присутствовавшего при проведении проверки;
дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших нарушения;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются протоколы отбора, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
 В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области вправе принимать с письменного согласия субъекта предпринимательской деятельности участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного (муниципального) контроля.
Для подачи в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области заявления на участие в проверке, предлагаем пройти по следующей ссылке:
http://ombudsmanbiz.omskportal.ru/ru/public/uzpp/obr_grazhdan/obrazec.html
 
 
 
 
 

 


25.01.2016 14:49

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter